Достаточно самого поверхностного наблюдения, чтобы различить в «собачьем языке» четыре основных категории звуков: вой, визг, рычанье и лай. В употреблении этих звуков нетрудно подметить известную правильность: каждый из них связан с определенным душевным настроением собаки. И если вы будете наблюдать за тем, когда именно собака воет, визжит, рычит и лает, – вы установите основные черты собачьего языка.
Вот что говорит по этому поводу немецкий ученый Франке. Собака воет, когда она голодна, когда ей холодно и когда она слышит музыку. Она воет также, когда ее оставляют одну в комнате, – но тотчас же перестает выть, когда кто-нибудь войдет в комнату: значит, причиной воя является тоска, одиночество. И вообще вой собаки есть выражение тоски.
Музыка действует на психику собаки подавляющим образом; она наводит на них тоску, – подобно тому, как печальная мелодия вызывает слезы на глазах чувствительных женщин.
Визг является выражением чувств иного порядка. Собаки визжат, когда испытывают физическую боль, недостаток в еде, питье и т.п. Он визжат у закрытых дверей, когда испытывают надобность выйти из квартиры. Каким образом собака дает понять своему хозяину, чтобы он помог ей достать кость из под шкафа? Она смотрит ему в глаза и визжит. Вообще, визг есть возглас о помощи.
Рычанье чаще всего выражает угрозу. Собаки рычат, когда желают выразить свое враждебное отношение к кому-либо, и всякое рычание понимают как угрозу. Вот любопытный пример, поясняющий это положение. В комнате, где находилось несколько собак, спал человек, храп которого чрезвычайно походил на собачье рычанье. Едва только собаки заслышали этот рычащий храп, как насторожились и в напряженном ожидании обступили спящего. Храп продолжался; собаки отвечали ему рычаньем, все более и более громким, затем стали лаять. Но так как спящий продолжал невозмутимо храпеть, то собаки мало-помалу успокоились и перестали обращать, внимание на подозрительный храп. Ясно, что первоначально они приняли рычащий храп за угрозу – отсюда их энергичное возражение. Но затем, убедившись, что они «неправильно поняли» спящего, собаки успокоились.
Как только собака замечает что-то подозрительное, она начинает громко лаять; ее подруги на соседних дворах вторят ей, и таким образом одна собака может разбудить целую деревню. Эта привычка восходит к глубокой древности, к периоду дикого состояния собаки, когда она была еще стадным животным, не знавшим человека. Значение лая может быть передано словами: «готовься к бою».
Другое значение лая – желание привлечь к себе внимание: часто собака лает подолгу перед закрытой дверью, пока не явится человек и не откроет ее. Особый «ясный» лай можно услышать у молодых собак, когда они при встрече, резвясь, кидаются друг на друга. Тот же род лая издает собака при внезапном появлении ее любимого хозяина. Это – возглас радости. Он резко отличается от того «густого» лая, каким собаки встречают чужого человека или чужую собаку: тогда она выбегает к врагу с низким, отрывистым «гау».
Вот каким звуковым разнообразием отличается «язык» собак. При дальнейшем наблюдении можно будет, вероятно, уловить еще более тонкие оттенки в этих основных категориях звуков – вое, визге, рычании и лае. При классификации звуков «собачьего языка» необходимо принимать» в расчет лишь те звуки, которые издаются животным с целью заставить себя понять и даже в уверенности быть понятым. Иначе легко впасть в заблуждение, отнеся к области «языка» такие звуки, которые просто являются непроизвольными криками.
Познакомься с народом
На главную
Напишите мне
|